Математический Калейдоскоп. Начало
Преподаватель: Фрайман Михаил Игоревич
Курс рассчитан на школьников 3 и 4 классов, занятия проходят один раз в неделю и длятся 45–55 минут.
Занятия проходят следующим образом:
1. Первые 5–10 минут (для старших классов может быть больше) преподаватель объясняет теоретический материал. Объяснение проходит в виде дискуссии с аудиторией, которая сопровождается фиксацией основных идей на доске.
2. Далее идёт самостоятельное решение и сдача задач: ученики решают задачи по теме, после чего
сдают их устно преподавателю (рассказывают решение). Также преподаватель отвечает на вопросы, возникающие по ходу.
3. В конце занятия проходит разбор основных задач (10–20 минут, в зависимости от возраста).
Занятия ставят перед собой следующие цели:
1. Умение самостоятельно вести научную, интеллектуальную деятельность. Это достигается самостоятельным решением задач, без помощи преподавателя, который может давать лишь рекомендации или объяснять материал, но не делать работу вместо ученика.
2. Умение структурировать идеи, проводить обоснованное логическое рассуждение. Преподаватель демонстрирует примеры правильных рассуждений, рассказывая теоретический материал и разбирая задачи. При приёме задач он также обращает внимание на то, как ученик строит рассуждение, указывая на ошибки и давая рекомендации при необходимости.
3. Развитие общенаучных методов, таких как дедукция, применение изученных методов к решению конкретных задач (аналогия), сведение задач к уже решённым и так далее.
4. Развитие математического аппарата (см. ниже). Некоторые темы, изучаемые на занятиях:
3-4 классы:
1. Логические задачи (рыцари и лжецы, формальные высказывания).
2. Геометрические задачи (длины отрезков, геометрия на клетках, площади, периметры, развёртки).
3. Общематематические конструкции (множества, инвариант, графы).
4. Деление объектов на части (наглядные дроби, чередование).
5. Алгебра и арифметика («системы линейных уравнений», но без уравнений).
6. Комбинаторика.
7. Алгоритмы
Конкретный набор тем зависит от подготовленности группы и может варьироваться.
Частые вопросы:
1. Есть ли Д/З? Занятия являются дополнительным образованием — обязательные д/з запрещены,
но ученики могут по желанию доделывать то, что не успели на уроке, и сдавать на следующих
занятиях.
2. Сколько задач на уроке нужно решить? Столько, сколько получится. Все дети приходят с разной
подготовкой: кто-то впервые на кружке, кто-то ходит на три кружка и уже видел похожие задачи,
так что решает быстро. Главное — это понять метод решения и получить новые знания.
3. Должны ли задачи казаться трудными? Да, но при этом они должны получаться. Здесь как в
спорте: должно быть не слишком легко, но и не слишком тяжело.