Иннокентий Анненский
Смычок и струны
Какой тяжелый темный бред! Как эти выси мутно-лунны! касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!
Кому нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.
«О, как давно! Сквозь эту тьму Скажи одно: Ты та ли, та ли?» И струны ластились к нему, Звеня, но, ластясь, трепетали.
«Не правда ль, больше никогда Мы не расстанемся? довольно?..» И скрипка отвечала «да», Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.
Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.
Среди миров
Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя… Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света.
(3 апреля 1909)
Владимир Маяковский
Послушайте!
Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь в метелях полуденной пыли, врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется — не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!
Александр Блок
На поле Куликовом
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
(1908)
Борис Пастернак
Начальная пора
Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. Достать пролетку за шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез. Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи рачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей. Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
(1912)
Импровизация
Я клавишей стаю кормил с руки Под хлопанье крыльев, плеск и клекот, Я вытянул руки, я встал на носки, Рукав завернулся, ночь терлась об локоть.
И это был пруд, и было темно, Пылали кадушки с полуночным дегтем, И было волнами обглодано дно У лодки, и грызлися птицы у локтя.
И было темно, и это был пруд И волны, и птиц из породы люблю вас Казалось скорей умертвят, чем умрут Крикливые крепкие черные клювы.
И ночь полоскалась в гортанях запруд. Казалось, покамест птенец не накормлен, И самки, скорей, умертвят, чем умрут Рулады в крикливом искривленном горле.
Вакханалия
Город. Зимнее небо. Тьма. Пролеты ворот. У Бориса и Глеба Свет, и служба идет.
Лбы молящихся, ризы И старух шушуны Свечек пламенем снизу Слабо озарены.
А на улице вьюга Все смешала в одно, И пробиться друг к другу Никому не дано.
[ . . . ]
Клочья репертуара На афишном столбе И деревья бульвара В серебристой резьбе.
И великой эпохи След на каждом шагу — В толчее, в суматохе, В метках шин на снегу.
[ . . . ]
И в значенье вояком Жизни, бедной на взгляд, Но великой под знаком Понесенных утрат.
[ . . . ]
(1957)
* * *
О, знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью — убивают, Нахлынут горлом и убьют! От шуток с этой подоплекой Я б отказался наотрез. Начало было так далеко, Так робок первый интерес.
Но старость — это Рим, который Взамен турусов и колес Не читки требует с актера, А полной гибели всерьез. Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлет раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба.
(1932)
Ольга Ивинская
Я люблю, когда в мире метель, И ко мне ты приходишь с погоста, Словно это обычно и просто — Неживым притворяться тебе ль.
Я люблю, когда в мире метель, В белой мгле не отыщешь дорогу, Словно это усталому богу На земле расстелили постель.
Я люблю, когда в мире метель, И с тобою мы, так же как прежде, Поддаемся неверной надежде Кораблей обреченных на мель.
Я люблю, когда в мире метель! Что ты сделал вселенской забавой! Все заслоны крамольною славой, Словно ветром, сорвало с петель.
Саша Черный
На музыкальной репетиции
Склонив хребет, галантный дирижер Талантливо гребет обеими руками, — То сдержит оком бешеный напор, То вдруг в падучей изойдет толчками…
Кургузый добросовестный флейтист, Скосив глаза, поплевывает в дудку. Впиваясь в скрипку, тоненький, как глист, Визжит скрипач, прижав пюпитр к желудку.
Девица-статус, сжав виолончель, Ключицами припала страстно к грифу И, бесконечную наяривая трель, Все локтем ерзает по кремовому лифу.
За фисгармонией унылый господин Рычит, гудит и испускает вздохи, А пианистка вдруг, без видимых причин, Куда-то вверх полезла в суматохе.
Перед трюмо расселся местный лев, Сияя парфюмерною улыбкой, — Вокруг колье из драгоценных дев Шуршит волной томительной и гибкой…
А рядом чья-то mere, в избытке чувств, Вздыхая, пудрит нос, горящим цветом мака: «Ах, музыка, искусство из искусств. Безумно помог в смысле брака!..»
Дон-Аминадо (Аминад Шполянский)
Как рассказать
Как объяснить им чувство это И как расскажешь на словах — Тревогу зимнего рассвета На петербургских островах,
Когда, замучившись, несется Шальная тройка поутру, Когда, отстегнутая, бьется Медвежья полость на ветру?
Как рассказать им день московский, И снежный прах, и блеск слюды, И парк Петровско-Разумовский, И Патриаршие пруды,
И на облупленных карнизах, На тусклом золоте церквей Зобастых, серых, белых, сизых, Семью арбатских голубей?
Сидят в метро. Молчат сурово. Эксцельсиор читают свой… И нет им дела никакого До хрестоматии чужой.
Друг-читатель
Читатель желает — ни много, ни мало — Такого призыва в манящую ширь, Чтоб все веселило и все утешало И мысли, и сердце, и желчный пузырь.
Допустим, какой-нибудь деятель умер. Ну, просто, ну взял и скончался, подлец… Ему, разумеется, что ему юмор, Когда он покойник, когда он мертвец?
А другу-читателю хочется жизни И веры в бодрящий, в живой идеал. И ты в него так это юмором брызни, Чтоб он хоронил, но чтоб он хохотал.
Николай Заболоцкий
Бетховен
В тот самый день, когда твои созвучья Преодолели сложный мир труда, Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И, яростным охвачен вдохновеньем, В оркестре гроз и трепете громов, Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового Такую мысль вложил ты в этот крик, Что слово с воплем вырвалось из слова И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира, Пастушьей флейтой стала кость орла, И понял ты живую прелесть мира И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового До самых звезд прошел девятый вал… Откройся мысль! Стань музыкою слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
[1946]
|